author
text
text
Это один из современных и прогрессивных типов запорной арматуры, регулирующим элементом которой является подвижная затворная деталь, имеющая сферическую форму, с отверстием для прохода потока рабочей среды и для его закрытия.
Конструкция шаровых кранов не является новинкой и известна уже более 100 лет, однако в ранних вариантах она не обеспечивала эффективно плотного перекрытия прохода среды из-за трудностей ее снабжения металлическими поверхностями шаровой пробки и седлов корпуса. Появление и внедрение в арматуростроение таких материалов как фторопласт, синтетических каучуков для изготовления седел привели к началу широкого использования шаровых кранов. Новые материалы позволили обеспечить плотность закрытия и значительно снизить усилия, необходимые для управления краном.
Подвижным элементом (затвором) таких кранов является пробка сферической формы – шар, по оси которого выполнено сквозное круглое отверстие для прохода среды. В проходных кранах для полного закрытия или открытия прохода достаточно повернуть шар на 90°. Диаметр отверстия чаще всего соответствует внутреннему диаметру трубопровода, устанавливаемого краном, называется в данном случае полнопроходным. Гидравлические потери при проходе рабочей среды через полностью открытый кран очень малы, практически такие же как при проходе среды через трубу, равную по длине корпуса крана, что в разы меньше, чем в других типах запорной арматуры. Это ценное качество сделало шаровые краны основным запорным устройством на линейной части магистральных газопроводов. Однако для уменьшения габаритов и крутящих моментов, необходимых для управления арматурой, иногда применяются зауженные краны. >
простота конструкции;
высокая и надежная герметичность;
небольшие габариты;
простая форма проточной части и отсутствие в ней застойных зон;
удобное управление;
малое время, затрачиваемое на поворот;
применимость для вязких и загрязненных сред, взвесей, пульп и шламов.
Седла в корпусе выполняются в виде колец из разных видов пластмасс (в основном фторопласта), что обеспечивает надежную герметичность, воздушность и плавность поворота шаровой пробки, но ограничивают применение таких кранов для сред с температурой не более 200 °C.
Управляются шаровые краны вручную (на малых диаметрах) и с использованием механизированного привода — электрического, пневмо- и гидравлического, причем для кранов на газопроводах имеется возможность использовать в качестве управляющей среды пневмопривода транспортируемую по трубопроводу рабочую среду. В обиходе шаровой кран может называться полуоборотным.
Эти изделия могут использоваться в системах разной сложности:
в трубопроводах для транспортировки воды – горячей и холодной;
в системах перемещения нефти и газа;
в городской системе газоснабжения;
как регулирующая арматура
Основные: